Богданова Тамара Геннадиевна
Рецензируемое пособие "Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования" представляет значительный интерес для педагогов.
Принятие закона "Об образовании в РФ", введение федеральных образовательных стандартов (ФГОС) значительно увеличило число школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. В связи с этим, выявление особых образовательных потребностей этих школьников приобретает особую актуальность, особенно на уровне основного общего образования.
Большая социальная значимость проблемы находит новаторское решение у авторов учебно-методического пособия.
Авторский коллектив лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО МГПУ подошел к ее решению с современных позиций. Особые образовательные потребности школьников выявляются на основе изучения сформированности основных универсальных учебных действий (УУД) (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных). Данный подход реализуется впервые в отечественной науке и практике.
Предлагаемые авторами материалы можно использовать многопланово: в диагностических, прогностических и в коррекционных целях различными специалистами и педагогами. Импонирует и то, что авторы используют не только общепринятые в практической психологии методики, но и авторские. Авторский коллектив выделил уровни сформированности основных универсальных учебных действий школьников. Это позволяет дифференцированно проводить и диагностическую, и коррекционно-развивающую работу.
Структурно пособие состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы. В первой главе представлена характеристика возрастной категории учащихся, предлагается теоретическое обоснование необходимости выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения; представлена характеристика универсальных учебных действий (УУД), как индикатора особых образовательных по требностей школьников при переходе на основной уровень образования по ФГОС.
Вторая глава посвящена выявлению особых образовательных потребностей младших подростков с ОВЗ на основе универсальных учебных действий. Кроме того, авторами представлено комплексное изучение УУД во внеурочной деятельности.
В целом представленное пособие направлено на систематизацию и расширение знаний по вопросам диагностики и организации коррекционной помощи младшим подросткам с особыми образовательными потребностями.
Критических замечаний рецензируемое пособие не вызывает, заслуживает положительной оценки и может быть рекомендовано к публикации.