Яхнина Елена Захаровна
Отзыв на книгу Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи
Представленное на рецензию учебно-методическое пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов вузов, овладевающих дисциплиной «Логопедическая ритмика», а также для педагогов, логопедов и музыкальных руководителей, осуществляющих коррекционную работу с детьми, имеющими заикание.
Авторы рукописи: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ю. О. Филатова, учитель-логопед Н. Н. Гончарова, музыкальный руководитель Е. В. Прокопенко. Научным редактором рукописи является доктор медицинских наук, профессор Л. И. Белякова.
Логопедическая ритмика представляет собой одну из важных логопедических технологий, включающихся в коррекционно-педагогический процесс при каждом из видов речевой патологии. Это связано с тем, что у лиц с речевыми нарушениями всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций: состоянии мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмической способности и т.п.
Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию дыхания, развитию речевого выдоха, подвижности и активности речевой моторики, координации и деятельности всех отделов периферического речевого аппарата.
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и служит цели нормализации двигательных функций и речи. В процессе логоритмических занятий развивается язык ребенка, формируется речевое дыхание, ритмизируется в целом вся система речевых движений.
Коррекционная направленность рецензируемого пособия обусловлена комплексностью и этапностью коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с заиканием.
Авторами предложена новая последовательность видов занятий по развитию ритма и координации движений и речи. На первых занятиях задачи музыкальных занятий предшествуют тем же задачам, которые реализуются на логопедических занятиях. На последующих уроках, напротив, логопедические занятия по своим задачам предшествуют решению тех же задач на музыкальных занятиях. В книге строго соблюдены структура, изложение и доступность представленного материала.
В отличие от существующих методических пособий по логоритмике, содержащих нотные приложения, в данной книге каждое музыкальное произведение соотнесено с конкретным видом задач определенного раздела по развитию ритма движений и речи. Входящее в состав нотное приложение представлено на CD-носителе и может использоваться не только музыкальным руководителем, но и логопедом.
Авторами впервые представлены упражнения по развитию слогового, словесного и синтагменного ритма на логопедических занятиях.
На основании изложенного, рукопись «Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием» может быть рекомендована к печати.