Соловьева Людмила Георгиевна

Соловьева Людмила Георгиевна
Соловьева Людмила Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики ГАОУ ДПО "Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования"

Отзыв на книгу Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста

Важной задачей специального образования является своевременное выявление нарушений и ранняя коррекционная помощь ребенку, что позволяет предупредить возникновение отклонений в развитии вторичной и третичной природы, достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, степени интеграции в социум. В связи с этим, проблема, затронутая рецензируемой монографии, а именно - выявление прогностически важных признаков отклонений в развитии речи детей раннего возраста и разработка направлений предупредительного подхода, - представляется нам своевременной и значимой для теоретической и практической логопедии.
В первой главе монографии представлены данные теоретико-экспериментальных исследований, посвященных проблеме познавательного и речевого развития в условиях онто- и дизонтогенеза, проанализированы современные методики устранения отклонений речевого развития в раннем возрасте, сформулирован вывод о недостаточной разработанности в логопедии предупредительного направления, предполагающего гармонизацию языковых, психофизиологических и когнитивных компонентов речеязыковой системы. Итогом подобного анализа стала разработанная автором теоретическая модель речевого развития ребенка раннего возраста, которая отражает факторы, необходимые для нормального протекания речевого онтогенеза и является концептуальным основанием для выделения направлений коррекционно-профилактической работы.
Во второй главе монографии - «Особенности речеязыковой системы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью» — представлена методика выявления отклонений в овладении речью детьми раннего возраста, выявлена совокупность прогностически значимых признаков отклонений речевого развития в раннем возрасте, проведено их разграничение с темповыми вариантами задержки, сформулирован вывод о неоднородности группы детей по степени и характеру выраженности данных нарушений. Достоверность полученных данных не вызывает сомнений, поскольку определяется междисциплинарным подходом к анализу обширного фактического материала и подтверждается использованием разнообразных методов.
Данные проведенного исследования легли в основу методической системы, включающей три блока, предполагающей направленное воздействие специалистов и семьи ребенка на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты речевого развития и реализуемой поэтапно. Содержание коррекционно-логопедической работы представлено в третьей главе монографии - «Методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития детей третьего года жизни». Следует подчеркнуть тщательную проработанность каждого из этапов предложенной методической системы, ее технологичность, оригинальность и новизну.
Особо подчеркнем тот факт, что работа выполнена на стыке наук, представляет собой весьма важное завершенное исследование, результаты которого могут использоваться научными работниками, аспирантами, студентами дефектологических факультетов, психологами, педагогами, работающими в системе здравоохранения и образования.
Изложенное выше дает основание рекомендовать монографию Е.В. Шереметьевой «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» к изданию.

Возврат к списку