Русецкая Маргарита Николаевна

Русецкая Маргарита Николаевна
Русецкая Маргарита Николаевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ

Отзыв на книгу Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста

   Рецензируемая работа Шереметьевой Е.В. посвящена актуальной проблеме предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста. Современный этап развития теории и практики коррекционной педагогики характеризуется усилением внимания исследователей к изучению вопросов воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот факт связан со следующими обстоятельствами:
- увеличением числа детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии;
- интересом исследователей к раннему возрасту как уникальному периоду, в котором происходит формирование большинства специфически человеческих качеств и способностей. Пластичность мозга, сензитивность эмоциональной, двигательной, познавательной и речевой деятельности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии;
- исследованиями последних лет в области специальной педагогики, которые убедительно показывают, что грамотно организованная ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии открывает для значительной части детей возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение), что исключает для них необходимость специального школьного образования.
  Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, можно констатировать актуальность и своевременность монографии Е.В. Шереметьевой в области коррекционной педагогики.
  В первой главе «Теоретические основы предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста: нейрофизиологический, лингвистический, психолого-педагогический аспекты», рассмотрены теоретические подходы к пониманию процесса овладения речью в раннем возрасте и обоснован процесс комплексного коррекционно-предупредительного воздействия. Проведенный анализ литературного материала отличается четкостью, логичностью. Ценной, на наш взгляд, является модель «Психоречевое развитие ребенка раннего возраста», наглядно представляющая составляющие процесса речевого развития в младенчестве и раннем возрасте.
  Во второй главе «Особенности речеязыковой системы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью» автор представляет результаты констатирующего эксперимента и выделяет подгруппы детей с учетом полученных результатов. Изучение речевого развития детей раннего возраста включает четыре взаимосвязанных этапа: логопедической обследование; изучение когнитивных, языковых и психофизиологических компонентов речевого развития; определение типологии отклонений; сбор катамнестических данных. Положительным является тот факт, что с использованием метода ранжирования автором были установлены закономерности в проявлении признаков отклонений речевого развития у испытуемых в экспериментальной группе и выделены три группы детей.
  В третьей главе «Методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития детей третьего года жизни» описано экспериментальное комплексное превентивное воздействие при отклонениях речевого развития на третьем году жизни. Для синхронизации психофизиологических, когнитивных, языковых компонентов речевого развития детей раннего возраста автором было разработано поэтапное комплексное коррекционно-предупредительное воздействие с условным разделение на блоки: клинико-логопедический, музыкально-логопедический, социально-педагогический.
  Монография представляет теоретическую и практическую значимость для специалистов, педагогов работающих в системе здравоохранения и образования и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, соответствует своему назначению и может быть рекомендовано к печати.

Возврат к списку