Обухов Алексей Сергеевич
Отзыв на книгу Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь
Хорошо известно образное сравнение подросткового возраста, которое дал Стенли Холл, — период бури и натиска. Нестабильность в развитии и жизни, пожалуй, центральные характеристики во всех отношениях: физическом, психологическом, социальном. Буря и натиск для подростка происходят и в отношениях (со взрослыми — в борьбе за права быть взрослым; со сверстниками — в борьбе за принятие; с любимым — в борьбе за эмоциональный накал переживания). Некоторые подростки, по словам взрослых, становятся «совершенно не выносимыми». У таких подростков буря происходит вовне. Но у некоторых подростков буря происходит внутри. И что творится во внутреннем мире подростка, какие думы, переживания, чувства он проживает, — важно попытаться понять, прочувствовать, принять, помочь.
С. Л. Рубинштейн выделял два основных способа существования человека: первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых существует человек. В данном отношении к жизни человек оказывается «весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом». Второй способ существования — проявление рефлексии, которая «как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы» [Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб., 2003. — С. 354–355].
Обретая первоначальную способность к рефлексии, подросток начинает обращаться к бытийным вопросам, пытаться их по-своему осмыслить и пережить. Ключевые среди них — предельные вопросы жизни, то есть вопросы жизни и смерти. И желание выйти за пределы жизни как иллюзорно предельная форма рефлексии зачастую начинает посещать подростка. Подростковый возраст считают переходным: от детства к взрослости. Но этот переход не только социально-нормативный, но и переход внутренний, связанный с появлением чувства взрослости. Переход — это всегда определенная трудность, требующая усилий для преодоления. В традиционных культурах любой переход в пространстве (порог, граница, перевал) или в жизни (этапы взросления) сопровождался особой регламентацией, ритуалом, регулирующим психоэмоциональные состояния человека. Возрастные ритуалы и инициации задавали четкую структуру, куда идти, что делать, кто ты есть и в чем смысл твоих действий и твоей жизни. Сейчас, когда социальные условия чрезвычайно вариативны и неопределенны, от взрослеющего человека требуется
значительно больший психологический ресурс для переживания этого перехода, осмысления и позитивного освоения бытийных вопросов. Но такого ресурса у многих подростков не хватает. Внешняя неопределенность в ситуации перехода затрудняет стабильность и устойчивость внутренних состояний. Самому, без опыта проживания трудных жизненных ситуаций, без четких жизненных ориентиров и смысловых установок, трудно разобраться в сложных вопросах. Кто, как, когда даст понять подростку — кто он такой, зачем он здесь, кому он нужен? Отсутствие определенных ответов на эти вопросы, а также зачастую различные внешние (может, даже ситуативные) отягчающие обстоятельства в ситуации неуверенного балансирования между мыслями о перспективах жизни и ее трагичности и бренности могут качнуть подростка к невозвратному действию по отношению к своей жизни — к суициду.
Сложность и неоднозначность проблемы суицидальной склонности подростков во многом определяется, с одной стороны, тем, что большая часть подростков в тот или иной момент задумывались о своей смерти, так как именно в этот возрастной период обретается ценность жизни, но также и происходит осознание возможности смерти. С другой стороны, собственная идентичность находится только в стадии становления; нет устойчивости личности; еще не сформировано ситуативное эмоциональное реагирование; внешне, может, и незначимые события могут внутренне переживаться как предельные.
Суицидальные проявления подростков могут иметь совершенно различную причинность. Это может быть и способ манипулирования страхами взрослых (для получения от них каких-то разрешений или ресурсов) — «Если ты мне не разрешишь…, то я брошусь…» И способ кому-то что-то доказать (родителям, любимому человеку, учителю) — «Вот умру, так поймете, что были неправы…» И невидение жизненных перспектив в трудных обстоятельствах, тяжелых условиях жизни — «Я так больше не могу…» И отягощенное переживание потери близкого — «Я не могу без него (нее) жить…» И даже как подражательное действие — по отношению к своему кумиру или значимому другому — «Я тоже должен, так же, как он…» Суицид также может быть совершен вне осознанного действия — в ситуациях измененного сознания, когда границы реальности исчезают.
Часто проблема в том, что подростки, которые проявляют диагностируемую или наблюдаемую склонность к суицидальности, совершено не обязательно совершают суицид. А подростки, которые никак не проявляли такой склонности, могут неожиданно для всех окружающих совершить завершенный суицид.
В книге В. Г. Казанской представлен широкий взгляд на проблему суицидальных склонностей подростков, исходя из целостного понимания природы подросткового возраста, его особенностей. Работа сопровождается живыми примерами и суждениями самих подростков по отношению к различным жизненным ситуациям и своей жизни в целом. Показано, как внешние обстоятельства могут быть отягчающим условиями, подталкивающим подростка к суициду. Книга несет в себе значимую позитивную составляющую, направленную на обращение сознания родителей и учителей к внутреннему миру подростка, к его страстям, поискам, поступкам, чтобы оградить взрослеющего человека в момент перехода над бездной бытийных вопросов от падения в пропасть.