Богданова Тамара Геннадиевна

Богданова Тамара Геннадиевна
Богданова Тамара Геннадиевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет"

Отзыв на книгу ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

   Рецензируемое пособие "Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями  здоровья на уровне основного общего образования" представляет значительный интерес для педагогов.
   Принятие закона "Об образовании в РФ", введение федеральных образовательных стандартов (ФГОС) значительно увеличило  число школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. В связи с этим, выявление особых образовательных потребностей этих школьников  приобретает особую актуальность, особенно на уровне основного общего образования.
   Большая социальная значимость проблемы находит новаторское решение у авторов учебно-методического пособия.
   Авторский коллектив лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО МГПУ подошел к ее решению с современных позиций. Особые образовательные потребности школьников выявляются на основе изучения   сформированности основных универсальных учебных действий (УУД) (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных). Данный подход реализуется впервые в отечественной науке и практике.
   Предлагаемые авторами материалы можно использовать многопланово: в диагностических, прогностических и в коррекционных целях  различными специалистами  и педагогами. Импонирует и то, что авторы используют не только общепринятые  в практической психологии методики, но и авторские. Авторский коллектив выделил уровни сформированности основных универсальных учебных действий школьников. Это позволяет дифференцированно  проводить и диагностическую, и коррекционно-развивающую работу.
   Структурно пособие состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
   Во введении обосновывается актуальность работы. В первой главе представлена характеристика возрастной категории учащихся, предлагается теоретическое обоснование необходимости выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения; представлена характеристика универсальных учебных действий (УУД), как индикатора  особых образовательных  по требностей школьников при переходе на основной уровень образования по ФГОС.
   Вторая глава посвящена выявлению особых образовательных потребностей младших подростков с ОВЗ на основе универсальных учебных действий. Кроме того, авторами представлено комплексное изучение УУД во внеурочной деятельности.
   В целом представленное пособие направлено на систематизацию и расширение знаний по вопросам диагностики и организации коррекционной  помощи младшим подросткам с особыми образовательными потребностями.
   Критических замечаний рецензируемое пособие  не вызывает, заслуживает положительной оценки и может быть рекомендовано к публикации.

Возврат к списку