Богданова Тамара Геннадиевна

Богданова Тамара Геннадиевна
Богданова Тамара Геннадиевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет"

Отзыв на книгу Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников

   Учебно-методическое пособие «Технология развития воображения слабослышащих дошкольников  и младших школьников» Ткачевой В.В. и Трухановой Ю.А. разработано для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений, а также практических психологов и дефектологов и предназначено для формирования у них знаний об особенностях  воображения слабослышащих детей и технологии развития этого важнейшего психического процесса  в условиях специального дошкольного и школьного образования и центров ПМПС.
   Актуальность данного пособия обосновывается тенденцией роста удельного веса лиц с нарушениями слуха в общей популяции, задачами социальной интеграции, необходимостью создания научно-обоснованной развивающей образовательной среды для детей с нарушениями слуха, требованием создания адресных прицельных коррекционно-развивающих программ. Поскольку воображение является важным компонентом любой творческой деятельности, разработка технологии его развития будет способствовать повышению творческой активности детей. Особое значение имеет оптимизация условий развития воображения у детей с нарушениями слуха, поскольку нарушение слуха и своеобразие в развитии словесной речи создают ряд трудностей в приобретении и обобщении жизненного опыта, в развитии познавательной сферы.
   Пособие включает пять разделов, список рекомендованной литературы и приложение.
   В первом разделе «Роль воображения в развитии ребенка» отражены современные представления отечественных ученых о сущности процесса воображения, которое в дошкольном возрасте выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта и  как стержень развития личности ребенка.
   Во втором разделе «Особенности формирования воображения  дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха» рассматриваются причины отставания и своеобразия развития этого процесса у слабослышащих детей, зависимость между особенностями  воображения и своеобразием развития других познавательных процессов, обосновывается необходимость комплексного сопровождения процесса развития воображения со стороны психологической службы.
   В разделе «Принципы и методы психологической диагностики развития воображения у слабослышащих детей»  содержатся  теоретические положения и практические рекомендации, предлагается диагностический комплекс по исследованию воображения слабослышащих детей.
   В разделе «Технология психокоррекционной работы по развитию воображения у слабослышащих дошкольников и младших школьников»  подробно  рассматривается  направления работы сурдопсихолога по развитию воображения слабослышащих детей, в частности его роль в организации взаимодействия различных специалистов.
   Раздел «Содержание психокоррекционной работы» отражена направленность на поэтапное развитие воображения в единстве всех сторон психики – взаимосвязанных с воображением познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
   Заслуживают одобрения Приложение, в котором даны как материалы диагностического комплекса, так и примеры рисунков детей.
   Рецензируемое методическое пособие выполнено на высоком профессиональном уровне, отвечает требованиям к учебно-методическому пособию и содержит полезный для практической работы материал. Пособие может быть рекомендовано к публикации и использованию в учебном процессе в вузе, а также  в практике диагностической и коррекционно-развивающей работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха и ПМПС центрах.

Возврат к списку